Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Открытое обращение Главы МО Тверской Я.Б. Якубовича к Мэру г. Москвы С.С. Собянину

Открытое обращение Главы МО Тверской Я.Б. Якубовича к Мэру г. Москвы С.С. Собянину

О недопустимости воспрепятствования исполнению полномочий органами местного самоуправления и отмене распоряжения Мэра г. Москвы"

Уважаемый Сергей Семенович!

Настоящим обращаю Ваше внимание на очередной факт воспрепятствования со стороны органов государственной власти г. Москвы осуществлению органами местного самоуправления г. Москвы своих полномочий.

Органы государственной власти г. Москвы, основываясь на распоряжении Мэра Москвы от 5 октября 2000 г.N 1054-РМ "Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве" (далее – Распоряжение № 1054-РМ), незаконно и необоснованно отказали органам местного самоуправления в проведении мероприятия местного значения.

Между тем положения о порядке согласования проведении мероприятия местного значения, утвержденные Распоряжением № 1054-РМ, противоречат международному, федеральному и региональному законодательству, ограничивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, препятствуют соблюдению принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта и органами местного самоуправления.

Требования Распоряжения № 1054-РМ об обязательном согласовании мероприятий местного значения с органами исполнительной власти субъекта противоречат международному нормативно-правовому акту – Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ (далее – Хартия), гарантирующей децентрализацию власти. Положения Распоряжения № 1054-РМ прямо противоречат пункту 3 статьи 4 Хартии, ограничивая осуществление публичных полномочий органами, наиболее близкими к гражданам, а именно – органами местного самоуправления, и пункту 1 статьи 8 Хартии, поскольку распоряжение Мэра не является законодательным актом, на основании которого может осуществляться административный контроль деятельности органов местного самоуправления.

Практика применения органами государственной власти г. Москвы Распоряжения № 1054-РМ грубо нарушает не только положения Хартии, но и противоречит нормам права, установленным статьями 3, 12, 133 Конституции Российской Федерации и федеральным законодательством, препятствуя осуществлению органами местного управления в г. Москве своих полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) и статьёй 1 Закона г. Москвы от 06 ноября 2002 года N 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (далее – Закон г. Москвы от 06 ноября 2002 года N 56) в полномочия органов местного самоуправления входит решение вопросов местного значения.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 Закона г. Москвы от 06 ноября 2002 года N 56, к вопросам местного значения относится установление местных праздников и организация местных праздничных и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов.

На основании вышеуказанных норм, в соответствии со статьей 12 Закона г. Москвы от 06 ноября 2002 года N 56, пунктом 6 части 2 статьи 3 и пунктом 1 части 2 статьи 6 Устава муниципального округа Красносельский, Советом депутатов муниципального округа Красносельский принято решение о проведении праздника местного значения "День Свободных Выборов".

Однако в ответ на обращение главы Муниципального округа Красносельский в г. Москве И.В. Яшина о проведении вышеуказанного мероприятия, Префектурой Центрального административного округа г. Москвы было принято решение об отказе в проведении массового мероприятия с формулировкой «не согласовано». При этом обосновывая свое решение об отказе Префектура сослалась на пункт 3 приложения к Распоряжению № 1054-РМ, устанавливающий процедуру согласования массового мероприятия и сроки направления уведомления.

Между тем Префектурой ЦАО в указанном ответе об отказе превышены полномочия в части установления требований к пакету документов, прилагаемых к уведомлению, обязательный перечень которых в Распоряжении № 1054-РМ не установлен. Кроме того, Мещанской межрайонной прокуратурой г. Москвы в адрес И.В. Яшина направлено предостережение о недопустимости проведения указанного мероприятия.

Обращаю Ваше внимание на то, что Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством установлены гарантии содействия местному самоуправлению со стороны органов государственной власти в осуществлении его полномочий:

1). В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

2) Статьёй 133 Конституции Российской Федерации устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

3). В соответствии с частью 4 статьи 3 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

4). Указом Президента России от 15 октября 1999 г. N 1370 установлено, что государственная политика в области местного самоуправления должна быть направлена:

- на обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;

- на создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления;

- на обеспечение государственных гарантий местного самоуправления.

5). Частью 1 статьи 5 Закона г. Москвы от 06 ноября 2002 года N 56 установлено, что органы государственной власти города Москвы создают необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие органам местного самоуправления в осуществлении ими полномочий по вопросам местного значения.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм органы государственной власти г. Москвы намеренно препятствуют осуществлению Советом депутатов муниципального округа Красносельский своих полномочий, ставя под угрозу реализацию права граждан, проживающих на территории муниципального округа Красносельский, осуществлять свою власть через орган местного самоуправления, что установлено статьёй 3 Конституции Российской Федерации.

Необходимо отметить, что Распоряжение № 1054-РМ, принятое в 2000 году, носило временный характер, менялось трижды (причем последние два изменения введены в 2015 и 2016 г.) и в настоящее время потеряло свою актуальность не только с точки зрения противоречий положениям международного, федерального и регионального законодательства, но и с точки зрения присутствующих в нем технических неточностей, правовых и смысловых коллизий.

Так пунктом 2 приложения к Распоряжению № 1054-РМ установлено, что массовое мероприятие требует согласования с органами исполнительной власти г. Москвы и проводится в местах, указанных в пункте 1. При этом в пункт 1 вышеназванного Распоряжения внесены изменения, исключившие указание на места проведения массовых мероприятий.

Таким образом, согласно текущей редакции Распоряжения № 1054-РМ под массовым мероприятием, требующим согласования органов исполнительной власти, понимается любое организованное культурно-просветительное, театрально-зрелищное, спортивное или рекламное собрание граждан, независимо от места его проведения. Данное толкование понятия «массовое мероприятие» является абсурдным, грубо нарушает право граждан на свободу мирных собраний, установленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, и открывает широкие возможности «избирательного» правоприменения норм Распоряжения 1054-РМ в целях воспрепятствования осуществлению гражданами своих конституционных прав.

Более того, подобное толкование может привести к незаконному привлечению неопределенного круга лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного,

руководствуясь Европейской хартией местного самоуправления, ратифицированную Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ (пункт 3 статьи 4 и пункт 1 статьи 8); статьями 3, 12, 133 Конституции Российской Федерации, частю 4 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Указом Президента России от 15 октября 1999 г. N 1370; статьей 5 части 1 Закона г. Москвы от 06 ноября 2002 года N 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»

прошу Вас:

1. Признать утратившим силу Распоряжение Мэра Москвы от 5 октября 2000 г. N 1054-РМ "Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве" как нарушающее международное, федеральное законодательство и закон г. Москвы.

Внести в Московскую городскую думу законопроект о признании незаконной и отмене статьи 3.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

Оказать содействие органам муниципального округа Красносельский в реализации их полномочий по установлению местных праздников и организации местных праздничных и иных зрелищных мероприятий, путем издания распоряжения о недопустимости воспрепятствования проведения праздничного мероприятия «День свободных выборов».

4. Принять меры к надлежащему обеспечению государственных и конституционных гарантий местного самоуправления в городе Москве.

С уважением

Глава муниципального округа Тверской в г. Москве Я.Б.Якубович