Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Круглый стол "Велобудущее мегаполиса": велосипедисты, пешеходы и автомобилисты впервые попытались примириться

Глава муниципального округа Тверской в г. Москве Яков Якубович собрал на одной площадке представителей нескольких социальных и экспертных групп с противоположными взглядами на планы развития велодвижения в Москве. Участники Круглого стола «Велобудущее мегаполиса» обсудили проблемы и перспективы велодвижения в Москве.

В органы власти и общественные организации поступает большое обращений граждан по поводу конфликтов пешеходов с велосипедистами и пользователями так называемых СИМ - средств индивидуальной мобильности (самокатов, моноколёс, велоскутеров и так далее). В последние годы число велосипедистов сильно выросло. Кроме того, карантинные ограничения по COVID-19 заставили москвичей пользоваться сервисами доставки, что привело и к росту велокурьеров (Яндекс.Еда, Delivery club, Кухня на районе, Самокат и др.

По этой причине Префектура ЦАО города Москвы и региональное отделение ОНФ с энтузиазмом отнеслись и поддержали инициативу Якова Якубовича об организации дискуссии, где на одной площадке собрались как сторонники развития велодвижения, так и скептики, считающие велобудущее Москвы утопией.

В этом году, несмотря на снегопады, на улицах можно увидеть велосипедистов даже в февральские морозы. Велосипед из сезонного развлечения превращается в средство передвижения и даже в орудие труда.

По мнению специалистов, велотрафик в городе будет увеличиваться и дальше, а противодействие этой тенденции контрпродуктивно. Как бы городское сообщество и власти к этому не относились, следует осознавать, что ограничения и запреты не являются панацеей и адекватной реакцией на вызовы. Если не разработать компенсирующие меры, то число конфликтов между участниками дорожного движения, количество аварийных ситуаций, травм и несчастных случаев на дорогах будет расти.

Комплексное решение указанных проблем требует принципиально нового, согласованного подхода всех заинтересованных сторон: органов власти и местного самоуправления, общественников и активистов, НКО и, главное, городского сообщества.

Далеко не все горожане, однако, готовы принимать изменения. Многие до сих пор не могут смириться с ростом числа велокурьеров на улицах Москвы и планами властей города по развитию велоинфраструкуры, объясняя это блажью узкого круга «велофанатиков». Высказываются даже предположения о финансовой ангажированности столичных планировщиков, участвующих в проектировании городской среды и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Яков Якубович полагает, что во многом такое отношение связано с недостатком доверия между властью и обществом. По мнению Главы муниципального округа Тверской, московские власти должны легитимизировать принимаемые решения через широкую общественную дискуссию и вовлечение граждан в принятие решений. Для этого должны использоваться как реализуемые в настоящее время краудсорсинговые проекты на ИТ-платформах, так и организовываться обсуждения с широким кругом участников: муниципальных депутатов, лидеров общественного мнения, городских активистов и, разумеется, экспертов. Фрагментарно такие инструменты используются, например, через соучаствующее проектирование дворовых и озеленённых территорий, но и это направление требует развития.

Первую попытку обсудить и выработать единый подход к решению проблем сделали участники Круглого стола «Велобудущее мегаполиса».

В обсуждении проблем и путей выхода из сложившейся ситуации на улицах столицы приняли участие депутаты МГД и муниципальных образований, жители центра Москвы, представители органов государственной власти (префектуры ЦАО города Москвы, Департамента транспорта Москвы, Центра организации дорожного движения, Московской автодорожной инспекции) и сервисов доставки города (Группа компаний Yandeх, Delivery Club, Кухня на районе), ОНФ Москвы, эксперты в области урбанистики, велоактивисты и их противники.

Главной целью встречи стал обмен мнениями о проблемах, связанных с развитием велотранспорта и средств индивидуальной мобильности (СИМ) в Москве. Собравшиеся отметили, что велосипед и СИМ становятся неотъемлемой частью нашей жизни, способствуют оздоровлению экологической ситуации в Москве и улучшению здоровья горожан.

Однако первая попытка в своем роде выработать комплексные решения по реагированию на возникающие проблемы подняла и ряд вопросов, среди которых спор о том, что первично – развитие дорожной инфраструктуры и сети велопроката в Москве или ужесточение Правил дорожного движения для велосипедистов и пользователей СИМ, которые в скором будущем будут включены в свод ПДД. Нужно ли страхование жизни и ответственности велосипедистов перед третьими лицами (по аналогии с ОСАГО) и необходим ли профессиональный статус велокурьерам, для которых время – деньги? Должен ли велосипедист ехать по дорогам общего пользования, в том числе и автомобильным тоннелям, где скорость потока достигает 79 км/ч, если такое движение разрешено ПДД, но противоречит здравому смыслу?

Мнения участников встречи по этим и другим злободневным вопросам разошлись, поскольку каждая из сторон смотрит на них со своих жизненных и профессиональных позиций.

Звучали и другие важные вопросы: об общем количестве велосипедистов и пользователей СИМ на дорогах Москвы (в т.ч. в пик велосезона) и об экономической целесообразности проводимых ЦОДД и МАДИ мероприятий, в том числе по возможной фиксации нарушений ПДД со стороны этих участников дорожного движения.

По словам Якова Якубовича, главы муниципального округа Тверской, новизна идеи круглого стола состоит в том, что на нем рассмотрены все точки зрения участвующих сторон, а субъекты принятия решений в городе и идейные оппоненты познакомились с позициями друг друга.

Продолжением круглого стола должно стать дальнейшее сотрудничество всех заинтересованных сторон в снятии барьеров в коммуникациях между участниками дорожного движения. Городское сообщество должно сообща формировать транспортную политику города.

По итогам встречи будет подготовлена резолюция по мерам, направленным на совершенствование организации велодвижения в Москве.

Здоровый город – это не только комфортная и экологичная среда, но и здоровые социальные взаимоотношения и уважение горожан друг к другу.

Материалы круглого стола:

пресс-релиз итоговый .docx ( 0.1 Мб) пресс-релиз итоговый .docx (0.1 Мб)

Резолюция .doc ( 0.2 Мб) Резолюция .doc (0.2 Мб)

Велобудущее мегаполиса. Презентация Я.Б.Якубовича .pdf ( 4.7 Мб) Велобудущее мегаполиса. Презентация Я.Б.Якубовича .pdf (4.7 Мб)

СМИ о мероприятии:

Московские власти, велосипедисты и автомобилисты не смогли поделить дороги (Московская газета, 09.02.2021)

Тротуары заняли курьеры: как в Москве решают проблемы велосипедистов (Комсомольская правда, 10.02.2021)

Велобудущее мегаполиса: каким ему быть? (Муниципальная газета ЦАО, 10.02.2021)

Велокурьер на тротуаре – целевая аудитория велосипедизации Москвы за счет пешеходов и автомобилистов 

Столичных водителей опять поразят в правах ради 3000 велокурьеров (Автовзгляд, 12.02.2021)

Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться